Статьи Королевства Дельфи


Еще раз о звуке


Раздел Подземелье Магов й Козлов,
дата публикации 04 марта 2002г.

От ого стола):

  • …текущие характеристики САМОГО звука (частоту или громкость)
  • …получение спектра с помощью FFT,
  • …запись в формате MP3.
  • …помогите проиграть mp3 и wma файлы с помощью Mutlimedia API WAVEOUT*****
  • …определить устройство ввода звука, получить с него звук, отобразить форму волны, сравнить с образцом и выдать расхождение. Что-то вроде системы распознавания речи.
  • …самый примитивный код, осуществляющий воспроизведение звука с помощью базовых функций (waveOutOpen,waveOutPrepareHeader и т.д.),
  • …регулировать звук воспроизводимого файла из своей программы не могу
  • …как програмно регулировать громкости не знаю.
  • …функции waveOutWtire и waveInAddBuffer при работе с каким либо callback механизмом тратят очень много времени на переключение буферов.
  • …в CallBack-функции при переключении буферов возникают щелчки в динамиках. Как от них избавиться?
  • …Но как все-таки сначала узнать, установлена ли звуковая карта или нет ?

Итак, на что я попытаюсь ответить:

  • как узнать, есть ли устройство вывода/записи звука
  • как использовать Multimedia API для вывода/записи звука
  • как генерировать звук
  • как менять громкость и вообще работать с микшером
  • что можно сделать, если есть fullduplex

Чего я не скажу (надеюсь, скажет кто-то другой :)

  • Как работать с MP3 файлами.
  • Как проводить цифровую обработку сигнала.
  • Как работать со звуком в DirectX.

Еще "на берегу" хочу договориться -- HELP или MSDN не переписываю! В хелпах Delphi все функции описаны -- осталось только найти…

Начинаем.

Для нас важны следующие понятия: PCM, выборка, битовое разрешение, частота выборки. (см. более полно )

PCM (импульсно-кодовая модуляция) -- Звук может быть представлен разными способами, но это самый простой (и, наверное, поэтому наиболее используемый). Что это такое, можно посмотреть я повторяться не буду.

Sample (выборка) -- значение амплитуды дискретизированного сигнала. Секунда звучания на компакт-диске содержит 44100 выборок (сэмплов). Имеется в виду, что выборка содержит в себе реально два значения - для левого и правого каналов.

sample rate (частота выборки) -- Число выборок в секунду, которое используется для записи звука. Более высокие частоты соответствуют более высокому качеству звука, однако потребляют большее количество памяти.

sample size (битовое разрешение) -- определяет количество бит, используемое для записи единичной выборки на каждом канале. Компьютеры используют в основном 8 и 16 бит, профессиональное оборудование - 18, 20 и выше.

Несколько слов по поводу "железа". Необходимо четко различать, что звуковая плата -- это НЕ ОДНО устройство в системе. Есть устройство вывода звука, записи звука, микшер, синтезатор и т.д. по вкусу. Это важно понимать, т.к. каждое устройство имеет свой набор функций: waveOut***, waveIn***, midiOut***, midiIn***, mixer*** и др.

Еще раз повторю: все это РЕАЛЬНО РАЗНЫЕ устройства, упакованные в одном или нескольких аудиочипах. Кому интересно, посмотрите описание любого аудиочипа. Например, или

Как узнать, есть ли устройство вывода/записи звука

Для ответа на этот важнейший вопрос ( если устройства нет -- мы ведь ничего не услышим, правда?) используются следующие функции и структуры API:

  • waveOutGetNumDevs -- получить количество аудиоустройств
  • waveOutGetDevCaps -- получить свойства аудиоустройства
  • TWAVEOUTCAPS -- структура для WaveOutGetDevCaps




Начало    Вперед