Статьи Королевства Дельфи


Подгружаемые модули (plugins) в Delphi - часть 4


Метод (что делаем, и что получим)

Предлагемая структура построения пиложения выглядит следующим образом: выполяемый код = Основная программа + Интерфейс plugin'ов + plugin. Все три перечисленные компоненты должны находиться в разных файлах (программа - в EXE, остальное - в пакетах BPL). Программа умеет загружать пакеты в память и обращаться к подгруженным потомкам абстрактного plugin'а. Plugin представляет собой потомок абстрактного класса, объявленного в интерфейсном модуле. Программа и plugin используют модуль интерфейса, но он находится в отдельном пакете и в памяти будет присутствовать в единственном екземпляре.

Остался единственный вопрос - как основная программа получит ссылки на объекты или на классы (class references) нужного типа? Для этого в интерфейсном модуле хранится диспетчер plugin'ов или, в простейшем случае, просто TList, в который каждый модуль заносит ставшие доступными классы. В более развитом случае диспетчер классов может обеспечивать поиск подгруженных классов, являющихся потомками заданного, приоритеты при загрузке, и.т.д.

Ясно, что мы достигли поставленой цели - избыточности кода нет (при условии, что все библиотеки, в том числе и стандартные библиотеки VCL, используются в виде пакетов), написание plugin'а упрощено до предела. Чего можно добиться еще?

А можно добиться еще более интересной вещи. Если мы всю основную програму поместим в пакет, а EXE-файл будет включать в себя только процедуру создания и открытия основной формы, то внешний plugin может получить полный доступ ко всем модулям программы, в том числе и к главной форме. Таким образом мы можем написать plugin, который самостоятельно, без каких-либо усилий со стороны головной программы, поместит свой пункт в главное меню и кнопку на панель инструментов, по команде которых будет вызываться внешний код. Это то, ради чего стоит задуматься над использованием предложенного метода - положив в определенный каталог маленький (в нем только ваш код) plugin, вы добавляете к программе очередную возможность, не перекомпилируя основной программы.




Начало  Назад  Вперед