Статьи Королевства Дельфи


Про "железо".


Я начну издалека, с давних 90-х годов. В те времена звуковые карты (недорогие пищалки) делали на шину ISA по принципу "все-в-одном". В одном чипе были собраны контроллер шины, аудиоконтроллер, ЦАП и АЦП, усилители, синтезатор, интерфейсы джойстика и MIDI и т.д. Получалось интересно: с одной стороны к чипу шли дороги от шины компьютера, а с другой -- к динамикам. Вот такая мельница.

Нынче все по-другому. С появлением спецификации AC`97 звуковые платы стали, как минимум, двухкомпонентными: аудиоакселератор (аудиоконтроллер) и кодек. Аудиоакселератор отвечает за взаимодействие с PCI-шиной компьютера и, как правило, имеет блок 3D-эффектов, преобразует данные с помощью встроенного DSP и т.п., то есть реализует аппаратную поддержку всех наворотов ( DirectX, EAX и пр.). Аудиоконтроллер выполняет задачи поскромнее, фактически, только обеспечивает работу с шиной. На выходе аудиоакселератора(аудиоконтроллера) мы имеем ACLink и гоним цифровой звук в формате AC`97. Примеры можно найти на ESS, Cirrus Logic, Creative.

На другом конце ACLink у нас находится кодек, который преобразует цифровой звук в аналоговый и обратно, микширует, фильтрует, усиливает и делает другие вещи. От него фактически зависит качество звука. За примерами можно сходить на ESS, Cirrus Logic или SigmaTel. Кстати, кодеки SigmaTel -- лучшие для своей ценовой категории ( это не реклама :). Для простоты в качестве модели мы возьмем чип CS4235 производства Cirrus Logic. Звуковые платы с ним назывались Crystal и были под шину ISA.

Нас особенно интересует правая часть картинки. Два круга вверху и внизу и есть микшеры, причем верхний микшер работает на вход (I-микшер), а нижний -- на выход (O-микшер).

Полюбовавшись на картину, отметим три вещи:
Первое. Канал от I-микшера к АЦП ( от ЦАП к O-микшеру) только один. С учетом стерео, конечно.
Второе. Мы можем передать данные с I-микшера к O-микшеру напрямую, не оцифровывая звук.
Третье. На картинке с правой стороны есть ряд блоков GAIN. Блоки GAIN -- это аналоговые усилители с цифровым управлением. Они нам интересны тем, что реализуют функции Volume и Mute, то есть регулируют или отключают звук.

И один важный вывод: регулировать громкость можно двумя способами. Первый способ -- "аналоговый", когда мы изменяем усиление через Volume на блоке GAIN. Второй способ -- "цифровой", когда мы изменяем значение каждой выборки уже оцифрованного звука. Если вам важно быстро менять громкость, не влезая в сам сигнал, и вам не требуется большой точности -- первый способ для вас.

Однако, есть некоторые сложности, зависящие от кодека:

  • реальный уровень сигнала немного уплывает при каждом включении компьютера
  • характеристики усилителя GAIN "в некоторой степени" нелинейны.
  • при использовании Mute возможен "дребезг", очень короткая высокочастотная помеха, слышится как щелчок.
На этом "железную" часть заканчиваем.




Начало  Назад  Вперед